Как внедрить СРМ систему в бизнес и избежать ошибок!?
Зачем СРМ бизнесу?
Сейчас на каждом шагу говорят про СРМ системы, они необходимы, они помогают продавать, без СРМ системы никак.
На практике, в нашем сегменте экономики, промышленной автоматизации, СРМ системы практически не используются.
Компании по-прежнему работают архаичными методами с клиентской базой.
В этом посте расскажем о своем опыте перехода на работу в СРМ системе.
Зачем нужна была СРМ система? 
В первые я столкнулся с СРМ системами в 2009-м году, когда работал с заводом КЭАЗ (Курский электроаппаратный завод).
Ребята использовали решение на базе 1С CRM, разработанное компанией Рарус.
На мой взгляд это решение является примером, как делать не надо и спустя годы особо не поменялось…
Но самое интересное, что часть своей функции оно всё-таки выполняло - единого места, куда менеджеры вносили контакты клиентов и пытались записывать вехи взаимодействия.
Удивительно, но 1С CRM никак не интегрировался с 1С Бухгалтерия, и данные приходилось вносить дважды.
Собственно с того времени, я понял ценность СРМ, как единого агрегатора контактной информации для компании и начал поиски действительно удобного решения.
Пробовали разные инструменты, начиная от Мегаплана, заканчивая вовсе неизвестными разработчиками.
Потом появился Битрикс 24 – СРМ системы для всего чего угодно, но не для чего конкретного.
В системе явно отсутствовала единая концепция, да и отсутствует по сей день. Разработчики пытаются впихнуть в систему, что только приходит на ум, вместо сосредоточения на удобном и простом интерфейсе, чтобы работать с программой было интуитивно понятно и приятно.
Удобство и простота программного продукта – залог что им пользоватьс.
В итоге после нескольких лет скитаний от решения к решению, мы не нашли по-настоящему хорошего продукта и решили разработать собственной.
Забегу в перед и скажу - это было не самым дальновидным вариантом, но на тот момент времени (2012 год) альтернативы не было.
Написали версию с web-интерфейсом на базе системы управления сайтом, тем самым решив вопрос плотной интеграции сайта и CRM системы.
И следующие 3 года разработка служила нам верой и правдой.
Но есть и подводные камни:
Как сделать правильно? А чтобы сделать правильно надо несколько раз сделать неправильно, чтобы понять как правильно! Это повлекло многочисленные доделки и переделки.
- Любые доработки, создавали сложность, вызванные дополнительными затратами и загруженностью разработчика.
- Трудоемкость интеграции сторонних решений.
Например интегрировать телефонию на базе Астериск у нас так и не получилось должным образом и от идеи в последствие пришлось отказаться.
- Периодически продолжали мониторить рынок СРМ систем с целью поиска интересных фишек для внедрения в собственную систему и в 2016 году наткнулись на amoCRM
На первый взгляд простенькая система в последствии поразила своим функционалом.
Интерфейс программы максимально прост, удобен и понятен без каких-либо инструкций. В течения часа удалось методом тыка полностью разобраться в функционале.
Сразу появилась идея перейти на amoCRM.
Предстояло принять сложное решением, отказаться от трёх лет разработки и немалых вложенных средств, но перспектива весомей.
Сложное решение было принято и мы не прогадали!
В начале 2017 года состоялся наш переход на amoCRM.
Сейчас это главная программа в компании, цифровой хаб, вокруг которого построена остальная экосистема.
Мы внесли в программу необходимые доработки и оптимизировали под собственные бизнес процессы, сотрудники уже не представляют свою работу без amoCRM. 
Какие же главные задачи решается СРМ система:
- Всех записать. Любое обращение от клиента, независимо откуда она поступила (почта, звонок, сайт, чат) должно быть зафиксировано.
- Следующий шаг - на мой взгляд это главная фишка амоСРМ. Лёгкая автоматическая система следующем в виде определённых действий, напоминаний позволяет в рамках регламентов вести клиента к покупке. 
- Повышение контроля. При правильно настроенной системе менеджерам будет сложно не выполнять качественно свою работу.
- Повышение качества обслуживания клиентов.
Стоит ли ждать взрывного роста продаж после внедрения СРМ системы?
В некоторых отраслях эффект роста действительно присутствует, например если ваш основной поток клиентов идет через телефонные обращения.
Но главное преимущество правильно настроенной СРМ системы - это контроль и прозрачность процессов.
Руководители четко понимают, этот чем занимается и каких результатов достигает, в свою очередь менеджеры тоже понимают как их работа влияет на финансовый результат и личный бонус.
Например в нашей компании, себестоимость из бухгалтерской программы автоматически записывается в сделку клиента в СРМ системе и оттуда попадает в отчет по продажам в Гугл таблице, где каждый менеджер по продажам видит как меняется его бонус от продаж (% от прибыли) после каждой успешно завершенной сделки.
2018 год.
Перейдя в amoCRM мы продолжали совершенствовать функционал и «допиливать» бизнес процессы.
И в какой-то момент партнеры и знакомые захотели иметь аналогичные решения, так постепенно зародился наш проект внедрения СРМ систем, который успешно существует и по сей день.
На активно растущем рынке внедрения СРМ систем, больше количество хороших разработчиков, создающих классные решения, но не имеющие опыта продаж, кроме продажи СРМ системы.
Они оторваны от реалий даже торговых бизнесов, но особенно от бизнесов, продающих работы (строительные, монтажные, пуско-наладочные и др.)
Наши основные направления бизнеса, приносящие 250 млн выручки в год - торговля (опт и розница), работы (монтаж, пуско-наладка), услуги, облачнее технологии.
Оказалось, что наш 25 летний опыт в продажах и разработке, является той ключевой компетенцией, необходимой для правильного внедрения СРМ системы. И позволяет внедрять в бизнесы по настоящему качественные комплексные решения по автоматизации продаж.
На всякий случай прикладываю ссылка на наш проект по внедрению СРМ: https://tmont.ru/crm/
В будущих постах подробно расскажем, как мы рабоатем в СРМ.